Обзор «заказухи» за февраль 2001

Обзор «заказухи» за февраль
2001

Стрингер,
06.04.01
Основные пиар-кампании в
центральных российских СМИ за февраль
Рейтинг «бизнес-успешности» СМИ
Традиционный рейтинг «бизнес-успешности»
(в части привлечения на свои страницы PR-материалов)
ведущих российских газет разделен на две
таблицы. В первой приводится
приблизительная (согласно действующим
официальным расценкам самих СМИ) сумма
дохода, заработанного изданием в феврале 2001
года. Во второй указан средний
показатель количества нередакционных
полос (для удобства и ясности все газеты
условно переводятся нами в формат А2) в
одном газетном номере.
В своих подсчетах мы считали
гипотетическую прибыль СМИ без учета того
фактора, что в некоторых из них однозначно
заказные материалы порой ставятся «по
просьбе друга» или в виде якобы «непроплаченной»
(имеется в виду официально) редакционной
заметки.
Губернаторские избирательные
кампании
Единственная более-менее заметная
избирательная кампания февраля – выборы
губернатора Тульской области. Возможно, в
силу своей «одинокости», она оказалась
весьма своеобычной.
Три основных кандидата: нынешний
губернатор Стародубцев, гендиректор
местного отделения «Газпрома» Соколовский
и руководитель одного из районов Тульской
области Самошин – вроде бы и боролись друг
с другом в традиционном русле простановки
заказных материалов в центральные печатные
СМИ, но делали это крайне вяло и
неубедительно.
Самошин, поддерживаемый на этих выборах
бизнес-структурами, близкими к Григорию
Явлинскому, заметно уступал в начале месяца
двум свои оппонентам (если, конечно, верить
социологическим опросам). Но благодаря
активной пиар-кампании, развернутой его
избирательным штабом в феврале – марте,
почти не уступает в популярности
Стародубцеву и Соколовскому.
Предвыборная же история Стародубцева и
Соколовского крайне поучительна. «Заказ»
на Соколовского получил традиционный пиар-партнер
«Газпрома» – агентство «Николло-М»,
которое, получив от Соколовского солидный
бюджет, откровенно саботировало нормальную
пиар-работу. 

Таблица 1. Приблизительная (согласно
действующим официальным расценкам самих
СМИ) сумма дохода, заработанного изданием в
феврале 2001 года

Рейтинг по количеству
заработанных денег :
1) «Комсомольская правда»
— 450 тысяч долларов США *
2) «Известия» — 230 тысяч
долларов США
3) «Версия» – 225 тысяч долларов
США
4) «Российская газета» – 220
тысяч долларов США
5) «Новая газета» – 220 тысяч
долларов США
6) «Труд» – 150 тысяч долларов
США 
7) «Московский комсомолец» – 75
тысяч долларов США**
* — без учета понедельничных
московских номеров
** — имеются в виду заказные материалы,
проходившие в газете официальным путем

Едва ли не единственным достижением
кандидата-газовика в феврале стали
несколько дешевых радиоэфиров и пара
публикаций в «Труде» (который подконтролен
«Газпрому». – «!»).
Необъяснимая на первый взгляд тактика
выжидания «николловских» пиарщиков
объясняется очень просто. Как
свидетельствуют заслуживающие доверия
источники, «Николло-М» подрядилось
обслуживать заодно и интересы Стародубцева.
Фактически весь февраль агентство
выжидало и взвешивало, на кого все-таки
поставить, а кого «сдать». Как ни странно, но
«сдали», судя по всему, газпромовца: о нем в
центральных СМИ по-прежнему ни слуху ни
духу. Зато «чрезвычайно положительный»
рыночник-коммунист Стародубцев в марте
стал постоянным героем ведущих российских
газет.
Интересно, как «никколовцы» будут
впоследствии (если Соколовский проиграет
выборы, к чему в принципе все и идет)
объяснятся со своим главным многолетним
клиентом?
«Бизнес- противоречия»
Основные пиар-кампании февраля
развернулись в экономической плоскости.
Среди наиболее дорогих и заметных
информационных войн прошедшего месяца
можно выделить (в порядке уменьшения
расходов) следующие.
Первое место уверенно держит
возглавляемый Олегом Дерипаской «Сибирский
алюминий» – на ниве тяжелой и упорной
борьбы с бизнесменом Михаилом Живило, у
которого Олег Владимирович «отнял» НкАЗ.
Ежегодная прибыль НкАЗа исчисляется
сотнями миллионов долларов. Поэтому
умопомрачительные по российским меркам
суммы, потраченные подчиненными Олега
Владимировича на многомесячную
антиживиловскую кампанию в СМИ, абсолютно
оправданны. 
Если же принять в расчет, что благодаря
стараниям Живило Дерипаска стал теперь
фактически персоной нон грата в
цивилизованных западных странах, то
нелюбовь последнего к «суетливому Мише»
легко объяснима. 
В целом в феврале «Сибирский алюминий»
потратил на обличение Живило в шести из
рассматриваемых нами СМИ порядка 50 000
долларов США.
Особого внимания заслуживает пиар-война,
развернувшаяся в феврале вокруг РАО «ЕЭС» и
Анатолия Чубайса. Борис Федоров, который,
как говорят, стоит за большинством
античубайсовских публикаций в СМИ,
умудрился целый месяц «уничтожать» Чубайса,
отрабатывая подряд от Волошина.
Несколько античубайсовских материалов в
«Труде» и «Новой газете» получили
достойное продолжение в правительственной
«Российской газете», где никем еще не
отставленного Чубайса «мочили» не реже чем
пару раз в неделю. Представители РАО
пытались сопротивляться и даже «проставили»
пару положительных публикаций в
традиционно дружественных «Известиях» и «Комсомолке»,
добавив к тому две заметки в «Новой газете».
Но в целом их «ответ Федорову» выглядел не
очень убедительно.
Затея руководства Минатома с
захоронением в России заморских ядерных
отходов вылилась в начавшуюся в феврале и
завершившуюся в марте мощную пиар-конфронтацию
между Адамовым и его традиционными
противниками.
В феврале Минатом разместил несколько
материалов на тему крайней необходимости
превращения России в ядерное кладбище в «Российской
газете» и «Труде». Оппоненты атомщиков
ответили серией негативных публикаций в
том же «Труде», «Новой газете», «Версии» (несколько
масштабных «разоблачений») и «Известиях».
Очень часто роль обличителя Адамова брал на
себя бывший «хозяин Кузбаса» Тулеев,
совмещая самым естественным образом
критику в адрес Минатома с пропагандой
своей персоны.

Таблица 2. Средний показатель
количества нередакционных полос (для
удобства и ясности все газеты условно
переводятся нами в формат А2) в одном
газетном номере  в феврале 2001 года

Рейтинг по средневзвешенному
количеству заказных полос (формата А2)
на один номер:
1) «Версия» – 2,5 (в формате А3 –
5,625 полосы) 
2) «Российская газета» – 0,925 3) «Новая газета» – 0,9 (в
формате А3 – 2,025 полосы)
4) «Труд» – 0,8 5) «Комсомольская правда» –
0,625 (в формате А3 – 1,4 полосы)* 
6) «Известия» – 0,46 7) «Московский комсомолец» –
0,06**
* — без учета понедельничных
московских номеров
** — имеются в виду заказные материалы,
проходившие в газете официальным путем

Повторимся, что основные пиар-затраты в
этой информационной войне пришлись на март.
Закончилась война отставкой Адамова.
Скандальная история о том, как
малоизвестная компания «Северная нефть»
обошла в тендере на освоение новых нефтяных
месторождений маститых конкурентов из «Сибнефти»
и «ЛУКойла», нашла свое отражение на
страницах печатных СМИ.
«ЛУКойл» разоблачал «Северную нефть» и
прославлял самого себя в «Комсомолке», а «СН»
давала достойный «отлуп» врагам в «Российской
газете» и «Новой». Затраты «Северной нефти»
на пиар-пропаганду были существенно выше,
чем у «ЛУКойла», но вряд ли только это
позволило ей победить.
«ПроЛУКойловская» публикация в «РГ»
обрекла руководство этой газеты на долгие и
нудные объяснения с Министерством
природных ресурсов РФ в лице замминистра
этого ведомства госпожой Еленой Катаевой,
однокашницей Владимира Владимировича
Путина.
Фоновые пиар-кампании
«ЮКОС» разместил около десятка
прославляющих себя материалов в «Комсомолке»,
«Российской газете», «Труде» и «Версии» на
общую сумму около 30 000 долларов США.
Весь февраль МПС продолжало убеждать
общественность в своей удивительной
правильности на страницах «Комсомольской
правды», «Российской газеты», «Труда» и «Новой»
на сумму примерно 25 000 долларов США.
Несколько особняком стоит в этом списке
Аман Тулеев, давно и прочно заполонивший
собой российские газеты. С одной стороны,
пропаганду Тулеева можно воспринять как
рано начавшуюся предвыборную кампанию. С
другой – бывший друг Зюганова регулярно «подкармливал»
прессу и во времена своего губернаторства.
Скорее всего, Тулееву просто нравится
быть в центре внимания и денег на это
категорически не жаль. В феврале на
собственное положительное
позиционирование в «КП», «Труде» и «Известиях»
Тулеев потратил около 20 000 «американских
рублей».
Подготовлено группой ПР и ПК «Lobbynet» 
 

Источник прессы: www.compromat.ru
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *